Krobak: наша музыка похожа на дерево

Музыкальные вкусы КПИшников — наверное, одна из самых пестрых вещей которые только можно придумать. Количество киевских и украинских коллективов, которые делают качественную и интересную музыку, но при этом мало кому известны — неимоверно велико. Поэтому мы решили, что было бы неплохо постепенно вас с ними знакомить. Так получилось, что первой у нас «в гостях» побывала пост-роковая формация Krobak, которая интересна не только своей музыкой (а там, поверьте, есть где разгуляться интеллектуальному меломану). Помимо всего прочего, нетривиальна также и история, и даже состав: например, вся ритм-секция в Krobak держится на хрупких (правда, только на первый взгляд) женских плечах. Ну а беседовали мы с основателем-вдохновителем-фронтменом проекта, Игорем Сидоренко.

Первый вопрос, который бы хотелось задать – это вопрос о названии. Почему именно “Krobak”? Что символизирует это название и какие ассоциации оно должно вызывать у слушателей?

Название возникло еще раньше, чем сама музыка. Я играл в нескольких локальных группах у себя дома, в Луганской области. Однажды мне захотелось поиграть нечто экспериментальное, исследовать что-то атональное. Это должна была быть атональная, мрачная музыка, которая бы вызывала у слушателя чувство дискомфорта, но при этом была бы достаточно атмосферной, чтобы его удержать в напряжении. Я вдохновился клипом Tool – Stinkfist, в конце которого из плеча персонажа вылезает такой забавный червячок и смачно падает на пол. Мне понравился сам образ червяка, но я решил остановиться именно на варианте «Хробак», потому что это слово – клокочущее, застревающее в горле. Оно само по себе может вызывать у слушателя именно то чувство дискомфорта, которое он будет ощущать при прослушивании музыки. Так что сначала появилось название и идея того, какой должна быть музыка, а музыка стала появляться намного позже.

Какой была идея у музыки, что хотелось донести до слушателя? Что вдохновляло на ее написание?

Хотелось создать некое подобие чего-то психоделического, но без опоры на традиции 60-70х, не залезая особо в краут- или психоделик-рок. То есть, с одной стороны, это должно было быть что-то психоделическое и заклинательно-образное, но с другой стороны – идущее не от музыкального джема вокруг одного аккорда, а нечто более поступательное. Грубо говоря, если обычные песни – это стена, состоящая из кирпичиков «куплет-припев-куплет-припев», то это должно было быть дерево: оно растет из одного ствола, у него появляются ветви, веточки. Веточек становится все больше, оно может достаточно сильно меняться, при этом сохраняя ствол. Вдохновение шло от минимализма, хотя минимализм этот был скорее продиктован не музыкальными вкусами, а музыкальными возможностями на тот момент: я сидел один у себя дома, у меня была гитара «Урал» и запрограммированные барабаны. Весь мой минимализм опирался на то, что я могу сыграть один.

Что же тогда позволило Krobak пройти путь от такого one-man-band с Уралом до нынешнего состояния серьезного, более-менее состоявшегося проекта?

Году в 2009 я окончательно разочаровался в концепции one-man-band. Во-первых, появилось очень много этих пресловутых one-man-band’ов. Не хотелось быть очередным чуваком, который сидит у себя в спаленке и набивает что-то на компьютере. Я полностью понимаю предубеждение, заранее возникающее у слушателей перед такими проектами: мол, это что-то, набросанное дома на коленке на скорую руку. А во-вторых, стали появляться новые наработки, которые потенциально могли оформиться в форму рок-группы, и я ее видел именно как два солирующих струнных инструмента (например, скрипка и гитара) и ритм-секция. Конечно, по возможности могли бы добавляться и другие инструменты, но я изначально отталкивался от такой формы, потому что на тот момент я находился под сильным влиянием пост-рокеров первой волны 90-х. Особенно сильно повлияли как на музыкальную, так и на немузыкальную эстетику проекта Godspeed You! Black Emperor. Так я пришел к выводу, что нужен состав. Но помимо того, что нужен был состав – нужно было время и нужно было желание. Поэтому года с 2009 Krobak находился в замороженном состоянии, а я занимался своей основной группой Stoned Jesus. Только с начала 2012 года появилось и желание, и возможность, появились замечательные музыканты, с которыми это все можно было бы реализовать. Так мы с весны-2012 и не останавливаемся.

Насколько я понимаю, скоро у вас будет новый альбом (на момент публикации он уже вышел — прим. ред). Расскажи, когда он будет, что от него ожидать? Плюс, это ведь первый альбом Krobak в таком составе: как это повлияло на материал, который на нем изложен?

Да, будет новый альбом. Причем, по факту это лишь второй номерной альбом Krobak. В официальной дискографии насчитывается, конечно, штук пять сплитов, EPшка и аж два сборника нереализованного материала, которые только с натяжкой можно назвать альбомами: они выходили в «пассивный» период существования Krobak, и я к ним, в принципе, не возвращаюсь и песни с них мы вживую не играем. С нынешним же составом в первую очередь были разобраны песни, которые были придуманы еще давно, но не были записаны и реализованы в форме one-man-band, а потом собралось еще немного нового материала. Все, какой-то мере можно сказать, что будущий альбом, который мы сейчас записываем, по большей части принадлежит старому Krobak, а не новому. Это совершенствование и подведение итогов некоторого большого периода. Летом мы начнем сочинять новый материал, и тут я уже прекращаю свое существование в качестве единоличного диктатора и автора материала: сочинять будут все, мы будем идти в какие-то неизведанные дебри, хочется усложняться, становиться более мрачными. У нас и так музыка довольно невеселая, но хочется посмотреть, до каких крайностей мы можем дойти. Не окунаться, конечно, во funeral-doom, но все же копнуть в сторону атональных вещей.

А вот для тех читателей, кто еще незнаком с пост-роком, хотелось бы, чтобы ты посоветовал три пост-роковых группы, которые оказали на тебя наибольшее влияние и три альбома, которые должен послушать каждый, вне зависимости от музыкальных предпочтений.

Из трех исполнителей, оказавших влияние на Krobak… Во-первых, я могу назвать канадцев Godspeed You! Black Emperor, которые, собственно, все это минималистическое дело начали развивать в середине 90-х, развили, а потом, как и следует культовым личностям, ушли. Сейчас, правда, вернулись, чтобы заработать денег, издают старый материал и т.п. Но в любом случае – молодцы, спасибо им за то, что у них было. На втором месте – японская группа Mono. Сейчас они тоже скатились в какое-то симфоническое уныние, я даже решил не идти на их концерт, но их ранние треки мне очень нравятся. В-третьих, это, пожалуй, последняя хорошая группа второй волны пост-рока – британский квартет Yndi Halda. У них всего один альбом, второй они пишут вот уже седьмой год, и я, если честно, его уже даже и не жду – первого альбома мне более чем достаточно. Они, во многом, выражают как раз то, что меня вдохновляло на создание Krobak как группы. То есть, Krobak в целом был вдохновлен Godspeed You! Black Emperor, на структуры и настроение песен повлияли Mono, а то, как это должно звучать было почерпнуто из Yndi Halda.

По поводу трех альбомов: я бы, в первую очередь, посоветовал альбом Talk Talk – Spirit of Eden (1988). Во вторую – их же альбом 1991 года Laughing Stock, потому что это две половины одного целого. Ну и конечно нельзя пропускать классиков: Godspeed You! Black Emperor, альбом Lift Your Skinny Fists Like Antennas to Heaven.

Спасибо за интересную беседу! Желаем вам развития и хорошей музыки!

И вам спасибо!

Беседовал Дмитрий Столяренко