Ненастоящая классика

По свидетельству достаточно большого числа людей, главное преимущество vk перед facebook – отнюдь не аудитория и специфика, а возможность получить свободный доступ к просто неимоверному количеству аудиозаписей. Вконтакте, в этом смысле – одна из самых больших библиотек музыки в мире. Однако классическая музыка в этом плане почему-то стала исключением. Если вбить в поиск по аудиозаписям «Моцарт», то что мы там только не найдем: Реквием по мечте, Музыку ангелов, Плач по любви, Симфонию сердца и (о чудо!) «Времена года» и «Лунную сонату». Стоит ли говорить, что перо Вольфганга Амадея Моцарта не имеет отношения ни к одному из произведений в списке?

Не лучше обстоят дела и с другими грандами классической музыки – Бетховеном, Бахом, Верди, Вивальди и так далее. Закономерно возникает несколько вопросов – почему? что делать слушателю? как исправлять ситуацию?

Начнем с первого.

История музыки, на самом деле, уже знает довольно яркий пример такого неверного наименования. Это – соната №14 Людвига ван Бетховена, больше известная как «Лунная соната». «Лунной» первую часть сонаты (Adagio sostenuto) назвал музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 году, уже после смерти автора – он сравнил это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером». Однако первоначально соната посвящена 18-летней графине Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен в 1801 году давал уроки музыки. Композитор был влюблен в юную графиню и хотел на ней жениться. Однако Джульетта оказывала явное предпочтение другому композитору и, в итоге, вышла за него замуж. Тоска неразделенной любви, мука потери слуха, безысходность, отчаяние – вот что на самом деле выражал Бетховен в своей сонате. Музыкальный критик Александр Серов метко заметил: «Памятник любви, который он хотел создать этою сонатою, очень естественно обратился в мавзолей».

Однако сегодняшние фейки мало общего имеют с такой поэтичной историей «Лунной сонаты». Первая причина такого именования треков – желание, чтобы трек попал на первые страницы в выдаче поисковика по аудиозаписям (это касается, в том числе, и никому не известных исполнителей, старающихся донести свою музыку хотя бы таким странным образом). Поэтому среди авторов через запятую часто можно встретить Баха, Моцарта, Листа и Шнитке. Вторая – чтобы «Неизвестный исполнитель – Неизвестный трек 1» в аудио превратилось во что-то значительное – например, в трек «Вагнер – Божественная», давая владельцу страницы +100 к крутости. Или как в случае с исполнителями другой музыки – отфонарное наименование по принципу «вроде, похоже» — от такого страдает, например, группа Мельница (которой приписывают авторство чуть ли не всего фолк-рока) или Fleur (которые становятся авторами всей полуакустической музыки с нежным или не очень женским вокалом). Третья – банальная путаница. Здесь как нельзя лучше подходит пример Моцарта с его многострадальным «Реквиемом по мечте». Ведь Моцарт действительно писал Реквием – правда, совсем другой. И отдельно стоят всякие ремиксы, дабстеп-версии и тому подобная чушь. Ну или названия, призванные выразить невообразимый восторг слушателя (классические композиторы здесь тоже присутствуют – естественно, в имиджевых целях) – вроде «!!!скрипка и виолончель, очень красиво, слушать всем)))!!». В целом, источник всей этой вакханалии один – низкий уровень музыкальной культуры и эрудиции, неразвитость музыкального вкуса у слушателей, непонимание места каждого из композиторов в истории музыки и ее внутренних логических связей, утрата классической музыкой своего реального эстетического содержания и подмена его чисто имиджевой, внешней стороной.

Что же делать слушателю, чтобы не попасться на такую удочку? Во-первых, развивать свою музыкальную культуру и эрудицию. Для этого нужно для начала, хотя бы, ознакомиться с самыми известными произведениями каждого из авторов (естественно, не «вконтакте»). Это не только является необходимым для каждого культурного человека, но и позволит вам глубже и тоньше чувствовать, в том числе, и современную музыку, а возможно – позволит вам найти свою «музыкальную любовь», ту музыку, которая подарит вам много незабываемых часов. К тому же, зачастую, под фейковыми названиями скрывается неоклассика, которую не составит никакого труда отличить от произведений Моцарта или Вагнера – если вы, конечно, с ними знакомы.

Во-вторых, при поиске старайтесь использовать полное имя композитора латиницей (то есть, не «Моцарт», а “Wolfgang Amadeus Mozart”). Кроме того, классические произведения имеют специальную форму наименования. Если трек имеет название, оформленное таким образом, то, скорее всего, название действительно верное, в то время как отдающие пошлостью кириллические названия вроде «Мелодия души», «Дождь и слезы», «Луна и крыша» однозначно указывают на фейк. Например, Рондо Бетховена в полной записи будет называться вот так: Ludwig van Beethoven “Sonata No.19. Rondo, Op.49. No1.”. В названии сначала идет наименование формы или жанра музыкального произведения (здесь – соната), потом ее номер – 19. Бетховен написал не одну сонату, поэтому каждой из них присвоен номер. Рондо – еще одна музыкальная форма. Дальше опус – то же самое, что и номер, однако под одним опусом может быть несколько номеров произведений. В данном случае рондо выступает как часть сонатной формы. Возможны и другие уточнения: например, для произведений Иоганна Себастьяна Баха существует целая специальная система трехзначной нумерации, т.н. Bach-Werke-Verzeichnis (Каталог работ Баха), где его работы тематически (а не хронологически) упорядочены. Например, Месса си-минор в ней имеет наименование BWV 232.

Ну и наконец – каким образом исправлять ситуацию? Содержите свою музыкальную коллекцию в чистоте и порядке: у каждого трека в вашей музыкальной коллекции должны быть проставлены автор, название композиции и альбом. Если музыки у вас достаточно много – есть смысл организовать медиа-библиотеку – такой функционал есть в большинстве современных плееров (от себя могу порекомендовать foobar2000). Это не только позволит систематизировать вам свою музыку и упростит поиск, но и послужит дополнительным стимулом к тому, чтобы поддерживать порядок.

Снимок

Если вам лень проставлять все тэги вручную – не беда. Существует специальная программа – MusicBrainz Picard. Она в автоматическом режиме сравнивает ваши треки с крупнейшей библиотекой наименований и автоматически проставляет все необходимые тэги – вам остается только подкорректировать немногочисленные ошибки и наслаждаться результатом. Она окажется полезной и в том случае, если у вас есть mp3-файл, но вы не знаете автора или название трека. Кстати, во втором случае вам также может помочь программа Tunatic для десктопов или Shazam для мобильных устройств, распознающие играющую музыку «на слух».

Вконтакте есть специальное сообщество – «Клуб защиты музыки от неверных названий». В случае сомнений относительно подлинности трека есть смысл обращаться за помощью туда. В каталоге «неверных названий» собрано уже более 50 композиторов (в их числе не только «мейнстримовые» Моцарт, Бетховен, Вагнер, Вивальди и т.д., но и куда менее известные – Пярт, Форе и другие)  и несколько сотен треков.

Можно, конечно, отмахнуться – мол, «я слушаю музыку, а не названия». Но не все так просто. Имя композитора и название – это  не просто буковки на экране. Они позволяют нам вписать произведение в контекст эпохи, так, чтобы оно заняло свое место в истории музыки и обрело свою телесность в связи как со своими предшественниками, так и последующим развитием формы и содержания у других композиторов. Другими словами, без этого так и останется непонятым – что же, собственно, хотел передать автор. Поэтому это – не праздный вопрос.

Ну и напоследок — топ-5 популярности неправильно названных композиций

Моцарт – Реквием по мечте : Clint Mansell — Winter: Lux Aeterna (OST Requiem for a dream)

Бетховен – Мелодия слез : The Daydream – I miss you

Шостакович – Прелюдия №5 «Душа» : Secret garden —  Song From A Secret Garden

Моцарт – Музыка ангелов : Yiruma – The river flows in you

Моцарт (или Бах) – Ближе к мечте : Secret garden – The promise

Дмитрий Столяренко

Музыка: prostopleer