Корень зла: откуда черпает вдохновение популярная эстрада

В приличных интеллектуальных кругах, вроде тех, в которых вы вращаетесь, считается моветоном всерьез говорить о поп-музыке. Но мы решили нарушить все законы снисходительного пафоса и утонченного музыкального вкуса. Журналистка SLOG’а несколько недель изучала популярные в народе мотивы и их содержание, чтобы сегодня представить вашему вниманию результаты своих исследований.

Порой, чтобы сделать хороший материал, необходимо рисковать и даже чем-то жертвовать. В СЛОГе именно такие рисковые журналисты. Данный материал появился только благодаря самоотверженности этой девушки.

SLOG, инфографика, корень зла, попса
Кристина Ольшанская, SLOG

Выпив модного крепкого напитка для храбрости, я приступила к работе: включила радио-онлайн и начала слушать популярные станции, такие как европа плас, люкс фм, русское радио и тому подобные с соответствующим контентом. Мой плейлист слегка другого формата. В нем, в основном, модернистская классика, вроде Дебюсси и Прокофьева, но стерпелось-слюбилось и даже порой подпевалось.

Эксперемент показал неожиданные результаты. Оказалось, что не так уж несуразны слова моднейших песен. Более того, можно предположить, что некоторые из них написаны под влиянием классической литературы! (нет-нет, пишу уже на трезвую голову)

Так вот, например, Натали при написании своего хита «О Боже, какой мужчина» вдохновлялась творчеством самого Пушкина! Не верите? Тогда прочтите следующее: «Зачем вы посетили нас?/ В глуши забытого селенья я никогда не знала б вас, не знала б горького мученья», — говорит Татьяна в письме к Онегину. Натали же вторит ей: «Ты ворвался в жизнь мою нежданно, изменил мою реальность/ Мысли мерцают, на сердце вспышки…». А дальше — лучше, дальше всё как в сказке. В Сказке о царе Салтане: «Кабы я была царица, — третья молвила сестрица, — я б для батюшки-царя родила богатыря», Натали, полагаю, решила «убить наповал» слушателей своей начитанностью и поет: «О боже, какой мужчина! Я хочу от тебя сына/ И я хочу от тебя дочку/ И точка, и точка». А вы говорите!

инфографика, SLOG

Идеи дальше. Мы с вами уже подзабыли школьную программу, а Андрей Данилко помнит! Особенно помнит бурлескно-травестийную поему «Энеида» Котляревского. Ключевое слово, понятное дело, травестия, да не простая, а с троянско-козацким отаманом Энеем! К слову, с Верки Сердючки чудесная Дидона местного разлива получилась. Дидона – женщина видная была, любила повеселиться. Подтверждение находим в таких словах: «Дидона вигадала грище,/ Еней щоб веселiший був,/ I шоб вертiвся з нею ближче,/ I лиха щоб свого забув:/ Собi очицi зав’язала/ І у панаса грати стала/ Енея б тiльки уловить;/ Еней же зараз догадався,/ Коло Дидони терся, м’явся,/ Її щоб тiлько вдовольнить». Пляски Верки Сердючки ничуть не уступают царицыным, например : «Дискотечный свет мигает: зелёный, синий, красный,/Я выхожу на охоту любви и взгляд мой опасный./ Девочки танцуют, мальчики танцуют, милые,/ Ну расскажите, друзья, где рождаются такие красивые?/ Я попала, попала, попала на любовь, на любовь,/ На твои глазки-магнит, на твои ручки-магнит, на твои губки-магнит». Самое обидное, что у женщин с любовью не сложилось: «Нема на свiтi мнi покою,/ Не ллються сльози iз очей,/ Для мене бiлий свiт єсть тьмою,/ Там ясно тiлько, де Еней./ О пуцьверинку, Купидоне!/ Любуйся, як Дидона стогне…/ Щоб ти маленьким був пропав!», а у Верки Сердючки любовные переживания сложились в такие рифмы: «Жизнь такое спортлото: полюбила, но не то!/ Выграла в любви джек-пот, Присмотрелась — идиот!». Надеемся, что Андрей Данилко найдёт себе ещё кого-то в твиттере, ну а Дидону нам по-человечески жалко!

SLOG, инфографика

Не забываем про «разнообразные» гёрлз-бенды — кладезь ранимой девичьей души! Тут возможны два сюжета: либо капризная девица Оксана из Гоголевской «Ночи перед Рождеством», ожидающая черевички, либо зрелая и смелая Ахматова. Главное — больше пафоса в словах и меньше одежды на теле. Кстати, подобных «Оксан» может представить хит лета «Ми-ми-ми» группы Серебро, воспевающий славянскую красоту. Гоголевская героиня говорит: «И, отдвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: «Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть». С другой стороны, наши современницы — девчонки из группы Серебро. В их распоряжении слог слегка не Гоголевский, если можно так сказать, но суть та же: «I am so super pupper drupper, I’m the front girl in round! I am so cool with my fashion pink lips, stacking money rolls down…All the boys say: Wow wow!».

А для тех, кто временно пребывает в лагере страждущих от прелестей любви, мы припасли и Ирину Билык группу Виа Гра. Особенно актуальна Ира Билык в свете последних событий: после совместного клипа со Зверевым и их же несостоявшейся свадьбы. Эх, Ира, Ира, держись! Плюс в том, что неразделенная любовь всегда питает творческие души, а значит жди новых хитов с душераздирающими текстами! Например: «Тебе я милой не была,/ Ты мне постыл./ А пытка длилась,/ И как преступница томилась./ Любовь, исполненная зла» — «Только ты не узнаешь, слёз моих не увидишь,/ Не срастётся вовеки сломанная ветка./ И, меня покидая, никогда не раскайся,/ И, навеки прощаясь, обмани, но останься». И поди пойми, где Анна Ахматова писала, а где Вера Брежнева пела!

А теперь перейдем ко гражданской лирике и чётким текстам, т.е. к репу. Иногда мне кажется, что реперы во время своих выступлений мнят себя какими-нибудь Диогенами на Афинской агоре: читают пафосные речи, воздевают руки к небу и надевают мешковатые одежды. Например, песня «Игра» Басты – это мудрость греческих философов, умноженная на романтизм нынешних дворов и опыт школьников, нервно курящих «на заднем»: «В игры играют дома там, где тепло,/ Играют в шашки, шахматы, домино, но…/ Я играю в игру – она моя,/ Она мне принадлежит и таким же как и я./ Если хочешь играть – играй,/ Если хочешь летать – лети,/ Жизнь – это тоже игра,/ Если ты упал – встань и иди!».Будь я на его месте, я бы закончила речитатив такими словами: «Как говорил мой ментальный бро Демокрит: «Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится». Ну уж больно Баста мне греческих мыслителей напоминает.

баста и демокрит-01

Напоследок сладенькое — Лазаревы, Биланы, Шуринсы. Эти романтичные современные Ромео с собственным портретом в стиле Дориана Грея и с печатью пресыщенности этой бренной жизнью, как у Печорина… На мой взгляд, Сергею Лазареву в самый раз отправиться в гастрольный тур по Вероне. Он прекрасно справится с речью Ромео — подмены ни один зритель не заметит. Только представьте бывшего «непоседовца», читающего самые лиричные речи: «Что есть любовь? Безумье от угара. Игра огнём, ведущая к пожару...». Ах да, Бибера тоже к этим!

Зачем я, собственно, все это писала и проводила параллели? Видите, как оно бывает: смеемся мы над отечественными адептами фонограммы, а они вам не просто так, они — творческая интеллигенция, получается?!

 — Кристина Ольшанская