Жизнь согласно «3 D»

«Сегодня невозможно представить общество без какой-либо техники… внедрение машин… информационные войны… развитие сферы услуг «третичной сферы»… характерный сленг…». Название статьи обязывает начать именно с таких слов, но не  в нашем случае. Предложенные обрывки фраз на слуху не первое поколение,  и чем больше времени проходит, тем длиннее становится список характеристик жизнедеятельности общества.  Закономерно; развитие, что тут скажешь. Если читатель очаровался заголовком и хочет вычитать, что же еще можно сказать о старом, давно многим полюбившемся  3 D эффекту – придется разочаровать. Дело в том, что разговор будет не про наложение изображения на три плоскости и таким образом создании объемной картины – нет, мы рассмотрим жизнедеятельность человека.

Задачка выделить социальное в 3 D не из простых. А вот если логически: у нас есть три оси – x, y, z и они должны отвечать трем разным аспектам жизни человека. Собственно, согласно этим правилам мы в итоге и будем оценивать прожитое. Процесс оценки неразрывно связан с ценностями, то есть наполнителем плоскостей, а если плоскости разные, следует, что их содержимое тоже разное. Определить их названия нам поможет народная мудрость. Могу предположить, не раз слышали: «в жизни человек должен: построить дом, вырастить детей и посадить дерево». Вот она, эврика, – дом, дети, дерево.

Много кто творил о счастье, их не счесть, и мы не преследуем такой цели. Определить счастье в любой из предложенных сфер не то чтобы можно, это истинно и никак по-другому. Деятельность делает нас счастливыми и неважно, в какой из плоскостей мы находимся. Значит,  можно выбрать только одну ось, совершенствоваться в границах ее «эфира из подходящих ценностей» и тем самым поддерживать душевный баланс?  Вопрос напоминает нелепую битву гуманитариев и технарей (зачем социологам математика? зачем инженерам философия?) при этом «святой» принцип политехнизма не берется во внимание. Прежде чем разводить демагогию, вспомните, в каком ВУЗе учитесь и гордо соответствуйте. Вот так и  народная мудрость говорит, чтобы ощутить «полноту счастья» нужно преуспеть во всех заявленных сферах.  Получатся, развиваясь в одном из предложенных D-направлений, мы получаем только одну часть счастья, ее долю.

Такими окольными путями добрались до осознания свободы и необходимости, простыми словами – к  выбору. Природная необходимость, закономерность существует всегда независимо от человеческого познания и является первичной в соотношении с  волей и сознанием. То есть, наш выбор – это наша осознанная воля, которую мы совершаем, основываясь на  объективных причинах. К вопросу о том, что не все могут достичь и ощутить счастье полностью.

Не поспоришь, что формула 3-го D является идеалом. Поэтому предлагаем рассмотреть по отдельности каждую составляющую часть целого.

Понятие «дом» является первым в списке «пути к счастью», прочем, как и все последующие, является абстрактным понятием, которое включает в себя не  дом, как место для жительства, а как процесс удовлетворения индивидом всех первичных потребностей. Подразумевается, что для счастья человеку нужно сначала позаботиться о физиологических нуждах. Здесь вряд ли нужно много объяснять, достаточно вспомнить пирамиду потребностей и многие другие обоснования нужд человека, которые обеспечивают существование.  Мелкие, абсолютно конкретные вещи, без которых человек не может прожить определенный срок – еда, вода, одежда, крыша над головой, здоровье и прочее.

Второй пункт – дети. Приходит время, когда человек полностью обеспечил свое существование и может сделать это же для себе подобного. Эта стадия является более сложной, чем предыдущая. Опустим рассказ о возможных вариантах, способах «производства» маленького нового человечка, мы  будем акцентировать внимание на ответственности, которая при любых обстоятельствах возлагается уже не на простого человека, а на  человека с новым социальным статусом – родителя.

Стало быть, в этом пункте неизменно нужно вспомнить о единице, ячейке общества. Говорим мы, конечно же, про семью.  На данном этапе развития общества возможно несколько вариаций состава семьи. Для того, чтобы называться семьей необязательно к числу ее членов должны входить оба родителя, также, в некоторых странах, дозволено заключать семейный союз между людьми с одинаковыми гениталиями. В первом случае семья является неполной, во втором однополой. Оба вида семьи имеют право быть, но мы предлагаем рассмотреть вторую плоскость на примере полной семьи, в состав которой традиционно входят два разнополых родителя и ребенок или  дети. Несмотря на современные принципы толерантной морали, ценностью и примером подражания в обществе является именно полная семья.

Небольшой экскурс происхождения и становления института семьи раскрывает процесс перехода от полигамии к моногамии через табуацию и агамный запрет, благодаря развитию товарообменных отношений  и становлению экономической единицы общества – домохозяйства. К вопросу о первобытном полигамном союзе возвращаются сегодня, сравнивая современные проблемы семьи: высокий процент разводов, добрачные половые отношения, множество партнеров и т.д.. Эти факты позволяют делать выводы о минусах современной семьи и выявлять схожесть с полигамными семьями, так же говорить о трагичной судьбе моногамной семьи, как семьи вымирающей.

Возвращаясь к функциям данного института, одна из них – это защита ребенка от внешней агрессивной среды в первую очередь. Первичная социализация деток посредством методов воспитания также прерогатива семьи. Родители являются главными педагогами и авторитетами для своих чад, потому так важно чувствовать ответственность.

В. А. Сухомлинский говорил: «Любите!», А.С. Макаренко говорил: «Нет плохих детей…», Э. В. Ильенков говорил «Нет врожденного генетического сознания… все путем практическим…», и наконец – В .А. Босенко: «Нет глупых детей, есть плохие учителя. Энтузиастом нужно быть…».

Уверенными маленькими шажочками мы подобрались к третьей, последней заявленной плоскости – дереву.

Казалось бы, зачем много размышлять посадил дерево, к примеру – орех (крепкое и особо не требующее обильного внимания деревце),  дело в шапке, совесть чиста, лозунги: «за чистый воздух, экологию» теперь можно самому с рупором поддерживать. Но все-таки, народная мудрость ведь, то есть народная философия.

Разбираясь в системе знаков, дефиниция символа дерево означает род. Если трактовать эту плоскость с позиции простого биологического продолжения рода, то в таком виде она будет походить на уже пройденный и рассмотренный нами выше этап жизнедеятельности.

В таком случае, позволю себе предположить, что нужно рассматривать не дерево, как единицу, представленный конечный результат, а сам процесс производства.

Про деятельность и, как следствие, формирование из нее социального, общечеловеческого И. П. Иванов писал так: «В человеческой практике действительность просматривается одновременно в ее объективных и субъективных измерениях и определенностях, она и есть процесс, в котором сущее формируется и присваивается как человеческое, а человеческое утверждается как действительное».

Достаточно вспомнить слова К.Маркса: «Человек есть существо родовое, не только в том смысле, что и практически и теоретически он делает своим предметом род — как свой собственный, так и прочих вещей, но и в том смысле — и это есть лишь другое выражение того же самого, — что он относится к себе как к наличному живому роду, относится к самому себе как к существу универсальному и потому свободному». Быть существом родовым для К. Маркса означает быть универсальным.

Вопрос универсальности человека был доступно объяснен Э. В. Ильенковым: «Речь идет о том, что каждый живой человек может и должен быть развит в отношении тех всеобщих («универсальных») способностей, которые делают его Человеком (а не химиком или токарем), то есть в отношении мышления, нравственности и здоровья, – до современного уровня».

Не зря столь большое количество цитат, мыслителей занимала эта проблема. На наш взгляд, третья предложенная плоскость является наиболее сложной. Общеизвестно, что человеком не рождаются, а становятся, что уровень разумности не измеряется объемом мозга-органа, а развитостью мышления. Становление человека происходит в обществе и только благодаря общественным отношениям, в которые включается индивид.

Еще хотелось бы про последовательность. Без первой плоскости нам будет тяжело творить и в третьей, тем более во второй. Но третья плоскость обеспечивает нам достойные первую и вторую. Исходя из этого, следует, что третьей лучше заниматься в раннем возрасте и проносить ее потом сквозь вторую и первую. Это если в идеале, а вообще, главное, чтобы все три присутствовали в вашей жизни.

Это только гипотеза, которая в данном виде не претендует на научность, в приоритете всего лишь почва для размышления.

Марина Гогунская